Бизнес-план автотранспортного предприятия
При составлении бизнес – плана автотранспортного предприятия прежде всего необходимо составить перечень услуг, которые оказывает предприятие. Это может быть и перевозка пассажиров и грузов, сопровождение грузов, а также ремонт автомобилей и их техническое обслуживание. При составлении бизнес – плана предприятия, выполняющего перевозку грузов, необходимо включить сведения о их виде, при этом особое внимание уделяется перевозке опасных и крупногабаритных грузов.
Для предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, необходимо указать возможность предоставления разовых перевозок, выполняемых по индивидуальным заказам, экскурсионных перевозок, а так же перевозок по определенным маршрутам, выполняемых регулярно. Обязательным разделом бизнес – плана являются данные о регионе, в котором производится указание услуг.
Бизнес-план должен содержат сведения о транспортной системе, существующей в данном регионе и возможностях ее развития. Особое внимание должно уделяться структуре грузооборота и объемам перевозок, причем, как грузовых, так и пассажирских. При составлении бизнес – плана можно воспользоваться не только данными, полученными в результате маркетинговых исследований рынка автотранспортных услуг, но и результатами собственных исследований, которые помогли выявить востребованость основных услуг или дать оценку спроса на услуги, которые планирует оказывать автотранспортное предприятие.
В основе расчета перспектив развития предприятия лежит изучение спроса на услуги, которые планируется предоставлять, при этом необходимо учитывать данные по текущему спросу, а так же возможные тенденции его изменения. Кроме этого необходимо учесть существующие на данный момент предпочтения потребителей, и выявить факторы, которые эти предпочтения определяют. Также в рамках бизнес-плана проводится анализ сложившейся на данный момент ситуации в сфере перевозок или на рынке авторемонтных услуг.
Одним из существенных разделов бизнес-плана становиться оценка доходов, которые планируется получить в процессе работы предприятия. Как правило, эта оценка проводится с учетом нескольких показателей, при этом основными из них являются стоимость услуг, которые планируется оказывать, принципы ценообразования, а так же факторы, имеющие влияние на ценообразование. Что бы получить более адекватную оценку возможных доходов, необходимо учесть объемы существующего на данный момент спроса, и выявить ту его долю, на которую может рассчитывать предприятие начав свою деятельность. Одной из важнейших задач бизнес-плана является разработка маркетинговой стратегии, направленной на привлечение необходимого числа клиентов.
В бизнес-плане должна содержатся информация о подвижном составе, имеющемся в наличии, о его сроке эксплуатации, и об обеспечении помещениями техобслуживания и ремонта. Важным моментом является наличие на территории предприятия стоянки автомобилей. Кроме того нужно составить прогноз на расширение площадей и потребность в новой технике с учетом технического состояния автопарка и возможного оказанием более широкого спектра услуг. Необходимо провести расчеты, по результатам которых можно решить, стоит ли создавать собственный автопарк, или можно добиться большей эффективности путем найма необходимого количества транспортных средств. Здесь же стоит рассмотреть возможные схемы приобретения необходимого автотранспорта в лизинг.
Отдельный раздел бизнес – плана посвящен документации, необходимой для того, чтобы предприятие могло получить лицензию на перевозку пассажиров либо грузов. Затраты на получение лицензии относятся к первоначальным инвестициям и должны рассматриваться в соответствующем разделе.
В бизнес-плане должна рассматриваться структура затрат и производится оценка их величины, при этом необходимо учесть тот факт, что при выходе предприятия на запланированный объем деятельности изменятся практически все показатели. При расчете текущих затрат рассматривают расходы предприятия, связанные с приобретение горюче-смазочных и всех остальных материалов, средства, которые будут выделены на ремонт автотранспорта и приобретение необходимых для этого запчастей и инструментов, а так же заработную плату работников предприятия.
Заключительная часть бизнес-плана должна содержать оценку проекта по финансово – экономическим критериям, в том числе указывается его эффективность, рентабельность, стоимость активов, необходимость дополнительного финансирования и возможные сроки погашения всех существующих задолженностей. В состав приложения к бизнес-плану входит помесячный отчет о динамике денежных средств, а том числе сведения о прибылях либо понесенных предприятием убытках. В состав бизнес – плана включают анализ рисков деятельности предприятия, а так же рассматривают влияние внешних негативных факторов, таких как снижение стоимости услуг, повышение цен на горюче - смазочные материалы и повышение зарплаты работникам. По наиболее существенным рискам, например, по повышению цен на ГСМ должен быть проведен анализ их влияния на работу предприятия.